Неэффективность системы обязательного страхования автогражданской ответственности и неуклонный рост цен на страховые полисы привели к тому, что россияне отказываются от страхования даже под угрозой штрафов. Антон Шапарин, заместитель председателя Национального автомобильного союза, рассказал News.ru.
По его словам, расширение тарифного коридора на 26%, запланированное на 13 сентября, фактически увеличивает цену страхования. Компании смогут продавать свою продукцию по более низким и более высоким ценам, но извлечь из этого выгоду можно будет только в сторону повышения.
В то же время Шапарин подчеркнул, что третье за год повышение тарифов сопровождается сокращением компенсаций пострадавшим в ДТП. После ввода российских войск в Украину и решения о введении западных санкций цены на большинство автомобильных запчастей выросли на 50-70%. В то же время каталог, используемый страховыми компаниями, показывал рост цен на 20-25%, что было недостаточно для рынка. Центральный банк также разрешил страховщикам использовать в качестве ориентира цены на аналоги запчастей, что означало значительное снижение суммы возмещения.
Национальный автомобильный союз считает, что сначала люди перестанут покупать страховку из-за цены, а затем станет меньше потенциальных клиентов из-за отсутствия выплат.
Третья волна отказов в выплате по ОСАГО наступит после того, как застрахованное лицо попадет в ДТП с человеком, у которого нет страховки. В результате им придется самим добиваться выплат через суд. В организации считают, что в ближайшие два-три года уровень отказа от полисов достигнет 40% из-за множества проблем.
А Вячеслав Суботин, ведущий программы «Минтранс», считает, что рост тарифов продолжится и автовладельцев будут активнее принуждать к покупке услуги. Речь идет о контроле доступности полиса через камеры видеонаблюдения и резком увеличении штрафов.
По мнению Виктора Травена, президента Комитета правовой защиты водителей, эта ситуация не может быть разрешена без вмешательства государства, то есть создания единой национальной страховой компании, не требующей получения прибыли. По мнению Григория Сарбаева, основателя юридической фирмы «Законодательство», ситуация может вернуться к 1990-м годам, когда автомобилисты решали свои финансовые проблемы «на капоте», как они выражаются.